Стремительное развитие техники и промышленности за полустолетие, прошедшее после 1917 г., а также все возрастающий рост населения и продолжающаяся концентрация его в городах привели к изменению методов строительства в этот период. Необходимость резкого увеличения размеров промышленных и гражданских сооружений, перекрытия громадных свободных пространств вызвала появление новых конструктивных систем. Увеличение пролетов и нагрузок стимулировало дальнейшие исследования механических качеств известных строительных материалов и поиск новых материалов. Особое значение имело стремление снизить вес сооружений. Непрерывный рост объема строительства привел к появлению новых методов возведения сооружений: индустриализации строитель
ства, перенесения максимального количества труда в условия заводского производства. Однако все эти направления развития строительной техники не вносили революционных изменений в строительство и были продолжением тенденций, наметившихся уже в XIX столетии.
Принципиальной новизной отличались пространственные конструкции, давшие новые средства формообразования в архитектуре. Особая роль в этом процессе принадлежала железобетону — материалу, позднее других вошедшему в практику строительства. Именно раскрытию присущих железобетону возможностей были обязаны своим появлением тонкостенные оболочки с поверхностями разнообразного
очертания, конструкции, прочность и устойчивость которых определяется их пространственной формой. Освоение тонкостенных оболочек из железобетона так же, как и пространственных конструкций из металла и дерева, происходило постепенно и началось в конце 20-х годов.
Непосредственно после окончания первой мировой войны основной задачей было восстановительное строительство. Особенно широко в это время применялись деревянные конструкции, развитие которых стимулировал дефицит металла, проявившийся еще в годы войны. Ведущее место в создании конструкций из дерева принадлежало тогда Германии. Позже наиболее активная деятельность в этой области развернулась в США.
Деревом перекрывали ангары, эллинги, промышленные и общественные здания. В основном применялись арки и рамы больших пролетов, на металлических шпонках различных типов (Тухшерера, Кюблера, Грейма и пр.). Пролеты отдельных конструкций доходили до 80 м. В 1927— 1934 гг. в Германии была построена серия деревянных радиомачт высотой до 190 м. Башни строились из тяжелых составных брусьев, на шпонках и болтах.
В 20-х годах получают распространение своды Цольбау — кружально-сетчатые своды из деревянных досок-косяков (рис. 1). Стандартность элементов, заводское изготовление и сборность на болтах способствовали применению их в разных странах, в том числе в США, где кружально-сетчатыми сводами были перекрыты значительные пролеты, как, например, 56-ж пролет крытой арены, построенной в г. Сен-Луи в 1933 г. Другой системой, типичной для этого времени, были дощатые сечения на гвоздях и болтах, которые применялись в поясах ферм, арок, рам с перекрестной стенкой, в перекрытиях, в мостах, а также в качестве кружал для железобетонных сооружений. Все эти достижения в области деревянных конструкций были продемонстрированы на Всемирной выставке 1937 г. в Париже.
В 30-х годах в СССР были применены пространственные дощато-гвоздевые конструкции типа оболочек для градирен, башен, покрытий. В 1935 г. был построен ребристый свод-оболочка пролетом 100 м.
Это был период расцвета деревянных конструкций с металлическими элементами соединения. На последующем этапе их вытеснили клееные конструкции.
Совершенствование стальных конструкций было связано с увеличением расчетных нагрузок, вызванным в промышленных зданиях укрупнением пролетов цехов, ростом грузоподъемности транспортных средств и пр. Повышение прочности строительных сталей для несущих элементов позволило уменьшить размеры их сечений, что облегчило стальные конструкции и дало возможность чаще производить монтаж укрупненных элементов кранами.